Соловки. Преображение

    

    С 20 по 24 августа 2018 года состоялась традиционная паломническая поездка в Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. В поездке принимали участие благочинный Калевальского района и настоятель Петропавловского храма иерей Евгений Коренев, прихожане храма, гости из  поселка Пяозерский Лоухского района, городов Костомукши и Саратова.

     Как и в предыдущие годы монастырь посетил с визитом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, возглавивший Божественную Литургию 21 августа, в день празднования памяти преподобных Зосимы,Савватия и Германа Соловецких, основателей святой обители на Русском Севере. Паломники молились совместно с Патриархом и получили его патриаршее благословение.

     В программе паломнической поездки помимо обязательного участия в богослужениях были предусмотрены экскурсии на Секирную гору, острова Анзер, Большая Муксалма и Заицкий, обзорная экскурсия по монастырю, посещение музеев и иных мест, позволяющих лучше узнать историю обители. Проживали паломники в Архангельской гостинице, приспособленной специально для таких гостей. Самостоятельно готовили пищу в трапезной, совершали совместное чтение вечерних молитв.

     Уделив некоторое пространство официальной информации, вернемся, наконец, к словам, вынесенным в заголовок нашего повествования.

     Тем, кто более или менее интересуется православным вероучением известно, что 19 августа Церковь празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Преображение являет собой очень важный богословский момент. Все произошедшее с Христом в его земной жизни произойдет и с нами. Мы также воскреснем и преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя-это обоженное состояние человеческой природы, которое приобретают в вечности все люди. Преображение-это указание на то, что ожидает всех нас после второго пришествия. Слава Преображения-это удел всех людей, которые войдет со Спасителем в вечность и разделят с ним радость Царствия Божия.  Этот праздник  из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение это блеск Отечества, где нас помнят любят и ждут.

      Поездка в монастырь имеет глубокий смысл. И человек, позиционирующий себя паломником, должен понимать, что пребывание в монастыре это не туристическая поездка, в которой предоставляется возможность ознакомиться с достопримечательностями и накупить сувениров, перекочующих затем  на полки. Также лишено смысла и бездумное поклонение святым мощам, находящимся в монастыре. Надежда на то, что, приложившись, купив что-то, поставив свечу, а может даже и произнеся устами слова какой-либо молитвы, с человеком произойдет чудесное явление, весьма сомнительна, если при этом сам человек внутренне не готов принять грядущие изменения.

         Отправляясь в поездку, мы не всегда задумываемся о том, что принесет нам поездка, и что мы хотим получить от нее. Возможно, это зависит и от организаторов поездки, которые могли бы взять на себя обязанность разъяснить будущим паломником, что на их пути могут встретиться такие испытания, именуемые в православном мире искушениями, преодоление которых может потребовать от человека больших внутренних усилий. И даже если не случится справиться с этим искушением, бросать все и отвращаться от Церкви вовсе не следует, а наоборот, получить некий опыт, который  в дальнейшем поможет избежать других ошибок.  Людям свойственно ошибаться. Появившееся некоторое время назад утверждение о том, что люди не меняются- ложно. Человек может изменить себя, но если делать это без Бога, то вряд ли такое изменение спасет человеческую душу.  Далекие от церкви люди ошибочно считают, что монастырь это край, потеря человека и идут туда и едут туда вконец замолившиеся. На самом деле, думающий и наблюдающий человек, оказавшись в монастыре не как  праздный турист, способен  увидеть свое несовершенство, какие страсти его раздирают, поймет, что он окружен такими же как он несчастными людьми, души которых, да и тела поражены грехом.  И такое видение может способствовать тому, что человек почувствует жажду перемены себя, желания избавиться от груза собственной греховности, так отравляющей нашу жизнь. Кто-то когда-то сказал: «Как только мы что-то поймем, мы не сможем этого не сделать.  Понятая мысль имеет власть засесть в человеке так глубоко, что он не сможет не исполнять ее повелений.»Попробуйте опровергнуть это утверждение, приводя себе на ум различные примеры из собственной жизни.

     Что же такое можно найти в паломнической поездке, из которой человек может вернуться обновленным духовно.

      Любовь. Мы вкладываем в это понятие различный смысл. Это и привязанность к другому человеку, невозможность без него проводить время, постоянная потребность в нем. Любовь между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, к братьям нашим меньшим, к природе и т.д. По большей части именно эти отношения мы называем любовью.  А апостол Павел в Первом послании к Коринфянам( гл.13 1-7 стих) приводит такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал ( музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических тарелок) звучащий.  Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.»

      Имеем ли мы такую любовь и способны ли ей научиться? Да, безусловно. Наши встречи в храме за богослужением, возможно какие-то совместные дела в обычной жизни и совместное пребывание в поездке суть разные вещи. Мы приходим каждый со своим опытом и знаниями, привычками и предпочтениями. С детства всем известно изречение « в монастырь со своим уставом не ходят». И это не пустые слова. Трудно представить себе во что бы превратилась монастырская жизнь, если каждый входящий в него, поступал сообразно своей воле. Пребывание в монастыре требует от паломника внутренней дисциплины и собранности, сосредоточенности  и осмысления места своего нахождения, отсечения суеты и критического отношения к своему поведению.  Необходимо уметь удержать свою волю и подчиняться, быть немногословным, тактичным и внимательным к другим людям, стараться не причинять им неудобств и быть в мире со всеми, прощать людям их немощи. В святом месте нередко случаются ситуации, когда человеческие страсти берут верх и выплескиваются наружу и эти всплески обязательно имеют духовную природу. Человек не имеющий опыта духовной жизни, может объяснить произошедшую с ним неприятность стечением внешних обстоятельств. На самом деле, истинно утверждение «нет ничего тайного, что бы не стало явным». Мы умеем скрывать эмоции, не показывать людям своего внутреннего состояния, шутить при этом и казаться беззаботными. Но если внутри нас копится недовольство, непонимание, тревожность, осуждение и другие беспокоящие душу состояния, а мы не пытаемся оставить это в Таинстве исповеди, рано или поздно вулкан взорвется. И последствия его могут быть очень разрушительными. Если человек это понимает, он старается участвовать в таинствах церкви, не стесняется исповедовать свои грехи и страсти, причащаться Святых Христовых Таин для духовного укрепления. А если, вернувшись из поездки, ты в ближайшее воскресение нашел в себе мужество отложить все накопившиеся за время твоего отсутствия мирские дела и заботы и пришел в храм поблагодарить Бога за его милость к тебе в весьма непростой поездке, значит ты получилнекоторый плод от паломнической поездки и тебе открылось нечто, к чему ты теперь не можешь не стремиться. Если же, напротив, ты вернулся и все стало на прежние места, видимо твоя встреча не состоялась на этот раз.

     Соловецкий монастырь место, притягивающее паломников и туристов со всего мира. В этой поездке состоялись удивительные встречи, а порой и самые неожиданные. Господь, видя наше сердечное расположение, подает нам эти встречи для нашего духовного укрепления и, наоборот, отвращает, оберегая от душевредного воздействия.

     Чем наполнилось сердце в поездке? Добрыми ли мыслями или ропотом? Все также легко тебе общаться с человеком, который ненароком обидел тебя в поездке, не промолчал в ответ на твое замечание или которому ты причинил какую-либо боль? Или сработала привычная схема: было и прошло? Такие не очень удобные вопросы возникают иногда после поездки. Важно найти на них ответы, а если что-то тревожит постараться не остаться к этому беспокойству равнодушным и не утопить его в пучине повседневной суеты.

      Церковный этикет. Большинство из нас, впервые приходя в храм, мало что знают о церковной жизни, совершаемых службах, требах, а тем более правилах поведения в храме. И многим приходится слышать в свой адрес замечания, на которые тоже может быть не совсем правильная реакция. Итог бывает очень печальным- человек уходит и больше не возвращается. Этого можно избежать очень простым способом. Нужно интересоваться ходом службы, читать соответствующую литературу, если что-то непонятно, спрашивать батюшку. Кто-то может возразить: я в храм пришел и какая разница, когда и как  я перекрестился и сделал поклон. На самом деле знание последования службы помогает молящемуся. Служба не кажется бесконечно долгой и скучной. Если устал, знаешь в какой момент можно присесть, не боясь смутить кого-либо, да и самому минута отдыха принесет облегчение и позволит не потерять интереса к богослужению. А благоговейное и неспешное осенение себя крестным знамением и вовсе благотворно влияет на человеческую душу. В монастыре службы длятся несколько дольше, чем в обычных приходских храмах. Полюбивший службу человек не будет уставать и томиться духом в ожидании конца. Осмысление происходящего за богослужением избавит от простого любопытства и проявления восторга при виде знаменитостей, нередко посещающих обители в качестве обычных паломников. И Тело Христово будет не только в Чаше, из которой причащает Патриарх, но и в руках обыкновенного священника из русской глубинки.

       Молитва. Апостол Павел заповедовал нам: беспрестанно молитесь. Ничто так не очищает ум, как постоянная молитва. Вопреки расхожему утверждению молитве можно научится. Если внутри тебя вместо пустых размышлений звучит текст православной молитвы, любой, какую знаешь, душа наполняется светом. Пустые мысли иссушают нашу душу, изматывают ее.  Необходимо научить себя в трудной ситуации призывать на помощь Бога, Пресвятую Богородицу, наших любимых святых. Звучащая внутри тебя молитва помогает избавиться от пугающих мыслей и суеты, укрепляет дух. Примечательно то, что в поездке на нашу долю выпало испытание серьезным волнением на море во время возвращения с острова Анзер. И тут истинность пословицы «Кто в море не ходил, тот Бога не маливал» явилась нам во всей полноте.

Совершайте паломнические поездки, особенно если в этом путешествии вас будет сопровождать священник, к которому вы можете обратиться за советом и получить ответы на волнующие вас вопросы духовной жизни. Душа по природе христианка и она требует соответствующего к себе отношения. Преображение израненной души современного человека, обремененного плотскими попечениями и материально-физически благополучного, возможно, и паломническая поездка один из путей к нему.

Приход Петропавловского храма п. Калевала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.