История Луусалмского Прихода

Из истории старинной деревни Луусалми…

Поселок Луусалми — это новодел советской эпохи. Старая деревня располагалась на другой стороне пролива Луусалми, соединяющего Верхнее и Нижнее Куйтто. Luušalmi  в 1908 году насчитывала 16 дворов, 83 человека мужского и 91 — женского населения. При строительстве лесного поселка в советские времена было принято решение возвести его на противоположном берегу — ближе к лесосырьевой базе Ухтинского ЛПХ. Одновременно со строительством нового поселка пришла в запустение старейшая деревня Калевальского района.

На спутниковом снимке — красным контуром обозначено место деревни Луусалми, черной точкой — место, где стояла часовня

      В деревне Луусалми еще в 20-30 годах прошлого столетия была своя православная часовня. Располагалась она на краю деревни, недалеко от берега пролива. Это было сделано, видимо, из соображения удобства, так как всех умерших жителей деревни хоронили по карельской традиции «за водой», на противоположном берегу пролива, там, где сейчас расположен поселок Луусалми. Таким образом, перед переправой через мистическую реку Туонела, покойников отпевали в православной часовне. И в этом, безусловно, наглядно проявлялось слияние языческой и православной культур северных карелов.

Карта Луусалми 1930-х годов

Само происхождение древнего топонима Луусалми имеет несколько версий. Топографическая версия состоит в том, что по контуру русла пролив из Среднего в Нижнее Куйтто имеет форму тазовой кости. Народная версия гласит, что пролив коварен в конце зимы и начале весны, когда лед на нем под воздействием течения слабеет. Из-за этого он становился причиной трагедий на переправе, где весной часто тонули люди и в особенности — животные. Считается, что дно пролива усеяно костями погибших. Третья — легендарная версия — утверждает, что пролив находится на маршруте шведских набегов средневековья в глубь территории Виенан Карьяла и это место неоднократно становилось в древности ареной жестоких битв карел со шведами.

Matti_Pöllän_aineisto_revisio_paanajärvi Из переписи Панозерского погоста. Деревни Лусалми на куите озере.

Однозначно можно утверждать лишь одно: в последний раз деревня Луусалми стала ареной кровавых боевых столкновений летом и осенью 1918 года, когда «Королевский ирландский карельский полк» (Карельский легион) под командованием полковника Филиппа Вудса, на пути следования из Кеми в Ухту разгромил в деревне белофинский оккупационный гарнизон. В сентябре исполнилось ровно столетие военной операции Карельского полка по взятию Ухты и полному изгнанию из Виенан Карьяла белофиннов и союзных им немцев. Военная операция у Луусалми нашла свое отражение в мемуарах полковника Филиппа Вудса, изданных позднее в Великобритании.

Возможно, у топонима Луусалми есть и более прозаическое происхождение. Задолго до прихода сюда карел здесь жили лопари, которые также хоронили своих предков на берегу пролива. Так как по своей природе пролив из одного озера в другое часто меняет русло и подмывает берега в разные времена года, на берегу Луусалми часто появлялись кости древних захоронений, из-за чего пролив и получил соответствующее название. Кстати, в последний раз старое карельское кладбище деревни Луусалми подмывало паводковыми водами в конце 90-х годов прошлого века. Тогда вновь берег пролива был усеян человеческими костями, что нашло лишнее подтверждение происхождению мрачного топонима.

Одно из первых упоминаний о деревне Луусалми (Luušalmi) есть в Книге переписной семи Лопских погостов Олонецкого уезда стольника Ивана Александровича и Ивана Никифоровича Аничковых и подъячего Ивана Венюкова от 1678 года. «Деревня Лусалма (Luušalmi), а в ней крестьянъ: во дворе Коземка Тимофеев, у него дети Гришка, Патракейко, Васка девяти летъ; у Гришки дети Ивашко шти лет, Патракейко трех лет. Во дворе бобыл Архипко Козминъ,у него сынъ Данилка году. Всего одинъ двор крестьянской, бобылской тож.» Письменных подтверждений о том, что в поселке был храм,  пока не было найдено.

О новой общине и строительстве нового храма

       29 сентября 2018 года в субботу по Воздвижении Креста Господня по благословению Преосвященнейшего Игнатия Епископа Костомукшского и Кемского в старинном поселке Луусалми был установлен поклонный крест, на месте, где будет построен православный храм. Идея строительства храма принадлежит самим жителям поселка.  Крест также был сделан местными умельцами. Чин освящения и молебен перед началом строительства возглавил благочинный Калевальского района иерей Евгений Коренев. После богослужения,  на которое собрались многие луусалмцы, отец Евгений рассказал о том, что для устроения храма необходимо обратиться к правящему архиерею с прошением благословить строительство церкви, зарегистрировать общину, создать проекта храма и выбрать в честь кого он будет освящен. Общим решением было определено строить храм в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, память которого отмечается Церковью каждый год — 29 августа. Такое решение было обусловлено тем, что в Калевальском районе этот образ был очень почитаемым; были освящены храмы и часовни в честь этого праздника; во многих деревнях были резные иконы Спасителя. После молебна батюшка совершил таинство крещения над взрослыми и детьми, желающими войти в Церковь Христову и стать православными христианами.

      Храмы на севере Карелии строились в основном на пожертвования меценатов (активно помогали Петербургские купцы), по решениям Священного Синода из казны выделялись средства и в том числе силами приходских общин. В Луусалми строительство планируется вести на средства православных христиан из поселка и благотворителей.

«Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь» — святой  праведный  Иоанн Кронштадтский.

«Строительство храма — это всегда некий подвиг, и духовный, и материальный. В строительстве храма обнаруживается подлинное стремление людей к общению с Богом. Вот почему в молитве на освящение храма и говорится, что тем, кто построил храм, прощаются грехи. Подвиг возведения храма действительно принимается Господом как жертва благоуханная, угодная, потому что через созидание Божиего храма души человеческие обращаются ко спасению» – патриарх Кирилл.

Приглашаем всех верующих принять участие в этом добром деле! Просим Ваших молитв!

P.S. 11 октября 2018 года было получено благословение правящего архиерея на начало строительства. 19 октября в проектной организации города Петрозаводска началась разработка проекта будущего храма. Также продолжается оформление земельного участка под строительство и ведется работа по регистрации общины в Минюсте Карелии.

Приход Петропавловского храма п. Калевала выражает благодарность
 Туоми Андрею за предоставленный материал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.