Путь к Богу или путешествие по стопам учеников преподобного Александра Свирского

       Дарите людям радость, и она обязательно к вам вернется! Настало время и нам поделится добрыми воспоминаниями о состоявшейся ежегодной паломнической поездке с тем, чтобы читающие эти строки ощутили всю полноту переживаемых нами радостных ощущений, а кто-то из них станет, наконец-то, православным паломником.

     Итак, был месяц май…  10 мая 2018 года паломники отправились в путь.  В составе группы  под началом иерея Евгения Коренева большинство прихожане  православного прихода церкви Петра и Павла п. Калевала и один человек из п. Боровой.  Молебен Николаю Чудотворцу, небольшой инструктаж  и в путь. Те, кто читал наши прежние рассказы о поездках, помнят, что паломничество по святым местам было связано с посещением  монастырей России и ближнего Зарубежья, участием в богослужении и осмотром достопримечательностей. В этот раз все было по-другому. Изначально было принято решение оказать посильную помощь насельникам монастырей, которые любезно согласились нас принять. Тем более, что такие места есть у нас в Карелии.  

     Первым стал Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь, находящийся в  Интерпоселке Олонецкого района. В этом месте с 1500 года по 1516 год подвизался преподобный Геннадий Важеозерский.  В 1520 году после кончины преподобного здесь поселился преподобный Никифор Важеозерский, основавший монастырь. Мощи преподобных покоятся под спудом в Храме Всех Святых.  В 2003 году прихожане Петропавловского храма вместе с тогдашним настоятелем  Павлом  Пуговкиным посещали этот монастырь. Сравнивая фотографии 15 летней давности, мы отметили преображение обители трудами насельников и трудников, всех неравнодушных к святыне людей.  Вряд ли кто удивится, узнав, что монастырь, основанный более 500 лет назад, в незабвенный период  Советской власти был закрыт, разорен и осквернен.   И хотя за всю свою многовековую историю монастырь неоднократно подвергался подобным  нападениям, он вновь и вновь вставал из руин и пепелищ. Вот и сейчас трудами братии восстанавливаются храмы, обустраивается территория, выстроены Святые врата.

       Нас разместили в доме для паломников. Утром 11 мая  отправились на службу. В будний день в храме немноголюдно.  Неспешная служба, один чтец и один певчий. Однако вышли мы из храма потрясенные и долго еще обменивались впечатлениями. Короткий экскурс в многовековую историю, прогулка по монастырю, обед в братской трапезной и возможность приложить руки. Мужчинам выпало колоть дрова — справились успешно. Много работы на территории: нужно убрать сухую траву, расчистить клумбы, рассадить густо разросшиеся растения. Вкушали в трапезной   вкусную пищу, «приправленную святыми молитвами» монастырских поваров, удивлялись простоте блюд,  робко надеясь на попытку перенять опыт. Некоторые из паломниц,  весьма отважные, насладились прохладой воды омывающего монастырские берега озера Важе, глубина которого при знании форватера не превышает 1.5 метров и по его дну можно пройти на другой берег. Кстати, в монастыре сохраняется  колодец, выкопанный еще в начале 15 века преподобным Геннадием.  На противоположном берегу располагается скит во имя Митрофана Воронежского, где подвизаются пять сестер под  началом матушки Марфы в весьма непростых условиях.   Газета «Новости Калевалы» в одном из своих выпусков публиковала материал о возрождающейся женской монашеской общине.

      Вечерняя служба в храме Всех святых завершает наш  многотрудный день. Мы просим Бога сохранить нас и наших близких.  Утром  12 мая Божественная Литургия. После службы и трапезы отправляемся дальше в путь. «Молите Бога о нас, святые отцы наши Геннадие и Никифоре!»

       Впереди нас ждет Сяндемский Успенский женский монастырь. Эта обитель основана преподобным Афанасием Сяндемским  во второй половине 16 века, но изначально являлась местом монашеского подвига мужчин. Монастырь также находится в Олонецком районе на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского. В 1909 году монастырь был преобразован в женский. А со сменой режима в 1917 году также подвергся поруганию и насильственной национализации. В 1941 году обитель, оказавшись на  линии огня в связи с обороной Ленинграда, была окончательно разрушена. Несмотря на полное разорение и запустение, в августе 2009 года началось возрождение обители, а 31 января 2010 года была совершена Божественная Литургия в первом отстроенном небольшом Троицком храме. Возглавляет обитель игумения Варвара, неутомимая труженица и заботливая матушка.  По молитвам преподобного Афанасия Сяндемского при особенном благоволении Пресвятой Богородицы находятся люди и средства, помогающие восстановлению обители. Немногочисленные сестры как неутомимые пчелы трудятся здесь, совмещая молитву с работой на кухне и в трапезной, строительством и обустройством новых помещений, облагораживанием территории.  В дни нашего пребывания состоялся визит в монастырь Митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, возглавившего Божественную Литургию  по случаю престольного праздника 15 мая, дня обретения мощей преподобного Афанасия Сяндемского. Как нам стало известно, в настоящее время  Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу направлено прошение о включении в православный календарь дня празднования этого события с целью прославления особо почитаемого святого карельской земли всей полнотой Православной  Церкви.

       Пребывание в Сяндемском монастыре также было наполнено трудами. Мы жаждали приложить руки, тем более нам виделось все огромное пространство нескончаемой работы по восстановлению обители. Нам доверили складывать доски и разровнять песок, покрасить стены котельной, помогать на кухне. Работа спорилась и усталость обходила стороной настолько далекой, что были силы ночью мыться в бане. Но одновременно  для многих из нас открылось ранее неведомое значение слова «послушание».  И в этом кроется очень важный момент. Ты не можешь поступать так, как тебе хочется, каким бы благородным не был твой порыв. Необходимо прислушаться и исполнить все так, как тебе поручено. Иначе «хождение в воле своего сердца» может породить различные «нестроения» как в обществе, так и внутри самого человека.  Мы сильные, уверенные в себе, независимые. Наша жизнь наполнена информацией. Мы имеем свое мнение практически обо всем. Нам все по плечу. И очень часто можем не слышать, а порой и не видеть собеседника. А в послушании есть возможность взглянуть на себя со стороны, а заодно и в глубину себя.  И обнаружить при этом, что иногда  молчание гораздо полезнее красноречия,  тишина вокруг  дарит мир и спокойствие твоей душе.

       15 мая с.г. после праздничного богослужения и трапезы мы отправились в путь. Так получилось, что провожали нас практически все насельницы монастыря. И какой радостью наполнялись наши сердца, когда мы видели эту картину из окна нашего автобуса. Нам очень хотелось подарить сестрам и ответную любовь, зародившуюся в наших сердцах в дни пребывания в Сяндемском монастыре. Уезжали с надеждой на встречу, даже строили планы. Но что наше мудрование, когда есть Бог и именно Он все в нашей жизни устрояет так, как это полезно нам. Забегая вперед, скажем, что в этой поездке наша встреча с преподобным Афанасием Сяндемским состоялась дважды, что вызвало невероятную радость у всех без исключения находившихся в поездке. Еще немного труда на благо дома, открывающего двери каждому, кто  ищет Бога и готов нести его бремя.  «Моли Бога о нас, преподобный отче Афанасие!»

       Оставив Олонецкую землю, прибыли в г. Сортавала. Отсюда утром 16 мая  наше путешествие  продолжилось по водной глади Ладожского озера. О, дивный остров Валаам! Это не просто возглас. Это первая строка гимна Валаамской обители, Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Если  читающий эти строки обратится к тексту гимна, то ему откроется все жизнеописание древнейшей обители, останется лишь изучить хронологию событий. На Валаам ежегодно приезжает множество людей и цели их поездок различны. Красотой и величием Валаамской обители невозможно не восхититься, находясь у ее подножия. Единственное о чем мы сожалели, находясь в Валаамском монастыре, это недостаток времени.  Изначально был задан высокий темп: много объектов, большой объем информации. Экскурсионное обслуживание немаловажная составляющая организованной поездки паломнической группы.  Огромная благодарность сопровождавшему нас экскурсоводу, бесконечно любящему Валаам и свою работу в нем.  Однако центральное место в нашей поездке — участие в богослужении.  Мы исповедовались, причастились.  Казалось бы, для участия в таинствах Церкви необязательно выезжать за пределы своего, местного, храма.  В этом-то и кроется, может быть, самый важный смысл поездки.  Наша жизнь многозаботлива и суетлива. Мирские  обязанности и привязанности  весьма крепки.  Паломническая поездка это что-то вроде спасительного островка в бушующем море жизни, где можно переждать непогоду и дождаться помощи. Окунись в обстановку молитвенного предстояния огромного числа людей и что-то коснется и твоей изголодавшейся души. Ты будешь несколько часов на службе вечером и утром вслушиваться в уже знакомые тексты, из твоих глаз будут течь скупые или не очень слезы, ты не захочешь, чтобы их кто-то увидел и где-то очень глубоко, внутри тебя, там, где сердце, Кто-то заденет какие-то струны, но ты не станешь раскрывать содержание звучащего в тебе, потому что ты сам это почувствовал, пожалуй, впервые в жизни и боязнь потерять это новое в тебе  очень сильна. И чтобы не происходило в мире, люди будут искать то, что принесет успокоение душе и чистоту сердцу и будут находить это именно там, где возносится беспрестанная молитва к Богу.  «Преподобные отцы наши, Сергие и Германе, Валаамские чудотворцы, молите Бога о нас!»

       К вечеру 17 мая возвращаемся в Сортавалу на ночлег. Прокладывая маршрут, сочли неправильным не воспользоваться возможностью посетить парк «Рускеала», несмотря на то, что данный объект не является объектом религиозного назначения. Но православные христиане также живо интересуются историей родной страны и ее достопримечательностями и в каждой поездке не отказывают себе в удовольствии прикоснуться к красотам окружающего нас мира или творениям рук человеческих, несомненно, происходящими от Бога, Создавшего Всех и Вся!

        Ненадолго оставили карельскую землю и на несколько километров углубились в Ленинградскую область, где на реке Свирь  располагается Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. Так логично был выстроен наш путь, что пройдя дорогой учеников преподобного, мы пришли поклониться их наставнику.  Преподобные Геннадие и Никифоре Важеозерские, Афанасий Сяндемский – те, кто начал свой многотрудный путь к святости под началом Александра Свирского и снискали любовь и славу в глазах Божьих.  В нашей группе были те, кто в разные годы уже бывал в этом монастыре, смог оценить происходящие в нем перемены, произошедшие  за 20-летнюю историю возрождения святыни.  «Преподобный отче Александре, моли Бога о нас!»  Так молитвенно обращаемся мы к святому подвижнику, прикладываясь к его теплой руке, и верим в то, что по молитвам преподобного уйдет из наших сердец  всякая печаль и жизнь наполнится новым смыслом и содержанием.

      20 мая паломники возвратились домой. С  того дня прошло больше месяца. Но снова и снова просматриваются фотографии, прослушиваются записи песнопений, прокручиваются в голове воспоминания о событиях, участниками которых мы явились и о своем месте в них. Время не властно стереть  из памяти то, к чему стремится человек.  Путь к Богу тернист, но это путь к себе,  своему сердцу. В нашей поездке, несмотря на то, что мы пользовались транспортом, было сделано  больше 100.тыс  шагов. Много это или мало, трудно сказать.  Важен  первый шаг и сделать его  может помочь  паломничество по святым местам.

Приход Петропавловского храма п. Калевала, 2018 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.