Мало кто знает, что прошло 125 лет со дня освящения храма в деревне Тихтозеро

       В этом году (15 марта 2018 года) исполнилось 125 лет со дня освящения приходского храма в деревне Тихтозеро. Сегодня, зная каково положение дел в названной деревне Калевальского района, трудно представить, что в ней когда-то была церковь. Местные жители и те, чья жизнь, так или иначе, связана с этим местом, немного знают о святыни и лишь то, что почерпнули из  воспоминаний своих предков, да в связи с установлением в 1997 году памятного креста на предполагаемом месте. Вместе с тем сегодня мы имеем возможность рассказать об истории Тихтозерского прихода. И в этом нам оказали неоценимую помощь сотрудники ГБУАО «Государственный архив Архангельской области» и ГКУ РК «Национальный Архив Республики Карелия». Некоторые сведения получены посредством самостоятельного поиска информации в сети Интернет, а также на основании рассказов лиц, имеющих что-либо сообщить по поводу наших поисков.

В кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии имеются следующие сведения о Тихтозерской церкви Кемского уезда:

«Тихтозерский приход граничит с запада с Улеаборгской губернией, с севера с Олангским приходом, с востока с Лаговарацким (название как в документах) и с юга с Ухтинским, отстоящим в 60 верстах. Приход относится ко 2-му Кемскому благочинию. В состав его входит 10 деревень: Тихтозеро, Малвиани, ХирвиСалма, Охта, Кондонаволок, Логиозеро, Катошламба, Шайвозеро, Корбозеро, Кушеванда, Няргиев двор и Тирозеро (названия приведены как Ведомости о приходах с карельским населением Архангельской губернии. Здесь же говорится о том, что  создание прихода относится к 1895 году. Видимо освящение храма состоялось ранее утверждения штата прихода и до этого момента он окормлялся священником Логоварацкого прихода). Наиболее населенной из них является деревня Тихтозеро, в которой к 1896 году состояло 530 мужского пола и 580 женского пола, дворов 106.

Строительство храма осуществлено в 1891-1892 годах на средства Санкт-петербургского купеческого сына Ивана Ивановича Дернова, пожертвовавшего на это богоугодное дело 3100 рублей. Как нам стало известно, купец 1 гильдии И.И.Дернов был потомственным почетным гражданином г. Санкт-Петербурга, известным меценатом. Он состоял председателем Костромского Благотворительного Общества (образовано в 1901 г.) Участвовал в строительстве церкви Преображения Господня в Лигове, церкви Пресвятой Троицы в Озерках. В семье Дернова И.И. было десять детей. В числе занятий Дернова И.И. значились: Мануфактурная торговля; Химическая прачешная; председатель правления Мариинского о-ва торговцев; попечитель Обуховской больницы; гласный СПб. думы; Комиссия по благотворительности; Гор. больничная комиссия; Торговый Дом «Дерновы И. и Н.», мануфактурная торговля, Мариинский рынок и пр. (www.citywalls.ru/house620.html). Проект, по которому строилась церковь, был утвержден по протоколу Строительного отделения Архангельского губернского правления от 16 апреля 1888 года. Подрядчиком явился архангельский купец 2-й гильдии Влас Степанович Кочнев, приступивший к возведению храма в первых числах апреля 1891 года. Об этом человеке известно не много. В  1888 году Кочнев В.С. на собственные средства построил деревянный одноэтажный дом для причта и церковно-приходскую школу  в Логоварацкой деревне и пожертвовал 105 руб. на нужды этой школы и на жалованье учителю (www.isles.ru/depository/parish/parish_history.php%3Fid=304.html).

Еще в апреле 1876 года благочинный священник Кир Дьячков в рапорте в Архангельскую духовную консисторию сообщал о нежелании крестьян Тихтозерской волости быть прихожанами Ухтинского прихода Кемского уезда и об учреждении в д. Тихтозеро церкви и причта.

18 декабря 1886 года составлен акт о приискании в деревне Тихтозеро места под постройку церкви и причтового дома. Вот как это происходило. В означенный день комиссия в составе волостного старшины и сельского старосты, пристава и благочинного с привлечением местных жителей Трифона Егорова Петрова, Степана Константинова, Михайла Иванова, Семена Васильева, Филипа Федорова Яковлевых, Петра Григорьева Семенова и Федора Фомина Федоровых (имена приводятся как в Акте), указавших на избранное ими место, не усмотрела препятствий для возведения храма, который подлежало разместить «на пустопорожнем месте, принадлежащем ведомству Государственного имущества на границе у расчистки под хлебопашество крестьянина той деревни Ивана Фомина Федорова…в урочище «Ринне-Пелдо» …в 80 саж. от южного берега озера Тихтозерского и 40 саженях с той же стороны от дома вышеупомянутого крестьянина». Остальные же дома со стороны Запада и Востока отстоят от предполагаемого места застройки в 150 или 200 саженях. «По осмотре избранное место это местными крестьянами для желаемой Тихтозерской церкви с причтовым домом найдено как нельзя лучшим и приличным…»  Содержание указанного документа ставит перед нами   вопрос о том, где же все-таки находился деревенский храм. Если обратиться к наименованию урочища «Ринне-Пелдо», то «ринне» с финского языка означает «косогор», «пелдо» — поле. Буквально можно перевести как «поле у основания склона». Сажень соответствует 2.13 м, 80 саженей соответствует примерно 170 м, что позволяет рассматривать версию  о нахождении церкви не  в том месте, где нынче расположен поклонный крест и братское захоронение времен войны.  Устранить сомнения в этом вопросе помогла бы карта деревни Тихтозеро с наименованием урочищ.

Строительство велось под строгим наблюдением со стороны руководства Логоворацкого прихода (священник Стефан Петухов) и крестьян Тихтозерской волости. Подтверждением тому являются акты, содержание описание выполненных и продолжаемых работ, качество строительства и оснащение церкви всем необходимым. И когда обнаруживалось промедление в выполнении работ либо их низкий уровень следовало обращение в Архангельскую духовную консисторию с просьбой об усилении контроля за нерадивым подрядчиком, с тем, чтобы  «крестьяне Тихтозерской волости не терпели нужды в Божьем храме» ( рапорт от 20 мая 1892 года).

Строительство должно было быть начато в марте 1891 года и совершенно окончено к 1 сентября. Здание церкви возведено к 1 мая 1891 года, внутри набраны полы и потолки, засыпаны землей с опилком. Однако предусмотренные контрактом сроки не были исполнены по разного рода причинам.  Вот как описывают положение дел члены комиссии, надзирающей за строительством, в акте от 14 июня 1891 года.  «Церковь в одной связи с колокольней построена согласно плану и фасаду Церкви, ныне существующей в селе Логовараки. Фундамент  церкви и колокольни устроены стульями из крупных камней-булыжника, промежутки между ними заложены камнями мелких размеров. Для престола и печей устроены фундаменты согласно контракту. Стены Церкви устроены из бревен хорошего качества и прокладкой моха, с внешней стороны бревна закруглены, а со внутренней опилены и отструганы гладко. Потолки и полы из доски в 3 дюйма толщиной (ок.7 см). С внешней стороны храм имеет вид креста. Крест и главы на церкви и колокольни обшиты белым листовым железом. Крыша на церкви и колокольне, шатер последней и зонт над входом покрыты тесом.  Во всех окнах вставлены железные решетки и окрашены охрою. Оконные и дверные косяки поставлены на войлок и выкрашены краской, оконные рамы двойные, окрашены белилами». В следующем акте от 23 июня 1891 года находим, что иконостас, перевезенный в строящийся храм  из Топозерской Успенской церкви,  предполагает быть четырехрядным. В нижнем ряду предусмотрено место для 6 икон, из которых есть пять, а главную, храмовую Влас Кочнев изъявил желание изготовить за свой счет, что и исполнил в последующем, пожертвовав храму икону.  Во втором ряду помещается 17 небольших пятничных икон, а в третьем ряду — 16 икон. В четвертый ряд предполагается установить еще порядка 40 икон и 10 икон в алтарь.  Работы продолжаются с неменьшей интенсивностью. Выявлены недостатки кладки печей, конопатки стен, остекления внутренних дверей из помещения трапезной, окраски разделительных брусьев иконостаса, устройства престола и жертвенника  и других.  4 июля с.г. в рапорте притча Логоварацкого прихода сообщается о необходимости снабдить Тихтозерскую церковь в связи с предстоящим освящением ее всем необходимым по церковному уставу. Причем, что в случае «если Епархиальному начальству благоугодно будет заготовить вышеупомянутые вещи для Тихтозерской церкви, то означенные вещи удобнее всего выслать Логоварацкому причту на пароходе Мурманского пароходства на станцию Кереть, которая находится в 135 верстах от с. Логовараки, и откуда все эти вещи могут быть доставлены Логоварацким причтом в Тихтозерскую церковь ко дню освящения» В январе 1892 года Архангельская духовная консистория передала  основные богослужебные книги  для Тихтозерской церкви.

Еще весь 1892 год продолжались работы по обустройству внутреннего убранства храма. Из документов видно, что имело место и некачественное выполнение работ и непригодность материалов и средств. Тем не менее, работы были в большей их части завершены и 15 марта 1893 года храм освящен  благочинным 2-го Кемского благочиния, священником Маслозерского прихода  Александром Подосеновым. Престол один в честь Усекновения главы святаго славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (престольный праздник в честь усекновения главы пророка Иоанна Предтечи – 11 сентября). В августе 1895 года священником в нововведенном храме назначен Илья Фантинович Заостровский, 53 лет, псаломщиком — Неофит Асинкритович Прилежаев, 20 лет.

В Ведомости о церкви Тихтозерского прихода за 1897 год мы находим сведения о том, что «зданием церковь деревянная-одноэтажная, с трапезной и притвором, построенная вместе с колокольнею на каменном фундаменте в виде продолговатого креста… В церкви имеются две голландские печи из булыжного камня…» Здесь же упоминается, что имеется причтовый дом двухэтажный, возведенный обществом Тихтозерской области в 1895 году. В причтовом доме размещается школа, занимающая одну комнату в три окна. Школа открыта в феврале 1896 года. К 1898 году в школе состояло 11 мальчиков, законоучителем являлся священник, а учителем-псаломщик.

К 1908 году церковь с внешней стороны обшита тесом и окрашена белой краской, внутренние стены церкви выкрашены белой и зеленой  краской, крыша- зеленой.

Известно, что к 1911 году церковным старостой Тихтозерской церкви состоял Димитрий Алексеев(ич) Тиликов, псаломщиком Алексей Стефанов(ич) Копылов, 31 года. Имя священника пока неизвестно, но есть предположение, что в его семье было семеро взрослых детей, так или иначе связанных со служением в церкви.

В 1914 году настоятелем церкви в д. Тихтозеро назначен Мусовский Семен Владимирович, ранее служивший в Суоярви. Отец Симеон снискал на новом месте любовь и уважение паствы. Владея русским и финским языками священнику легче было общаться с людьми, жившими в далекой северной деревне. Служение отца Симеона продолжалось до 1922 года, когда со сменой режима и произошедшими изменениями в духовной жизни общества священник вынужден был покинуть Россию и перебраться в г. Куусамо Финляндии, где умер в 1935 году. В 2001 году в финском журнале «KARJALAN HEIMO» № 1-2-5 были опубликованы две статьи. «Драматизм и голод в протоколах собраний Тихтозерского района» и «Коммунистическая власть не понравилась последнему главе Тихтозерской церкви»  Сакари Вуористо. Последняя пролила свет на жизнь Симеона Мусовского в Финляндии. Родословная отца Симеона начинается с Конона, от которого около 1730 года произошел Иоанн Конон, в 1778-1801 годах служивший протоиереем Рождественского Собора Кегскольма. Изучение древа рода Музовских (Мызовских) позволяет сделать вывод о том, что отец Симеон потомственный священник (www.petergen.com/bovkalo/spbd/muzovsky.htm).

Какова была дальнейшая судьба Тихтозерской церкви, к сожалению, в настоящее время неизвестно. Что стало со зданием? Было ли оно уничтожено или использовано под другие нужды, а может быть из его стен возведено нечто иное? Независимо от ответов на поставленные вопросы самым важным для нас остается тот факт, что в деревне Тихтозеро была православная община, люди старались сохранить веру.

Приход Петропавловского храма п. Калевала   

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.